Буддистские школы


Буддистские школы
   — институт духовного образования в буддизме. Буддизм - одна из трёх (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). В центре буддизма - учение о "4 благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Буддийские монахи выработали последовательную педагогическую систему обучения в Б.ш., которые возникли в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. преимущественно при монастырях. Были многочисленны в регионах Южной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, во мн. странах оказались первыми образовательными учреждениями. В основе педагогической системы, выработанной буддийскими монахами, следующие принципы: возможно меньшее количество учеников у одного наставника; достижение духовной близости ученика и учителя; отрицание искусственного стимулирования образовательного процесса, т.е. ответы только на актуальные в данный момент вопросы; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физической культуры. Использовались многочисленные приёмы педагогического воздействия и взаимодействия учителя и ученика, в т.ч. логические познавательные задачи, построенные на парадоксах (коаны), самосозерцание, медитация.
   Обучение в Б.ш. было иерархизировано и дифференцировано по содержанию. Предусматривались существенные различия в образовании мирян и будущих монахов. В зависимости от статуса монастыря при нём существовала начальная и высшая Б.ш. В школы принимались дети 5-8 лет без учёта их сословно-кастовой принадлежности; обучение продолжалось до 15-25 лет, велось на местных языках. Система обучения учитывала возрастные особенности детей.
   В странах, где распространён буддизм, Б.ш. существуют в модифицированном виде и в 21 в.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 30)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Буддистские школы" в других словарях:

  • БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ — институт духовного образования в буддизме. Возникли с распространением буддизма как религ. филос. учения (6 в. до н. э., Индия), преим. при монастырях. В разные периоды были многочисленны в регионах Южной и Юго Вост. Азии, Д. Востока (Индия,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Монастырские школы —     институт духовного наставничества в монашестве и профессиональной подготовки духовенства. В середине 1 го тыс. до н.э. возникли буддистские школы. С утверждением христианства, и в особенности с деятельностью монашеского ордена бенедиктинцев… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЛАМАИСТСКИЕ ШКОЛЫ — институт духовного образования в ламаизме. Ламаизм (форма сев. буддизма) распространялся в Тибете с 7 в. н. э., Монголии и соседних с ней землях с 16 в., в России среди народов Тувы, Бурятии и Калмыкии с 17 в. В сер. 17 в. на терр. Тибета было… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Буддизм в Индии — Храм Махабодхи, одно из четырёх священных мест, имеющих отношение к жизни Будды Гаутамы. Первый храм на этом месте был построен ещё при императоре Ашоке в III веке до н. э., тогда как существующий сейчас  в V VI веках н. …   Википедия

  • НЕПАЛ — Королевство Непал, гос во в Юж Азии, в центр части Гималаев Пл 147,2 тыс км2 Нас ев 19 млн чел (1993) Офиц яз непальский (непали) Столица Катманду До сер. 19 в в Непале существовали лишь школы при буддийских монастырях и храмах, к рые содержались …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ПАКИСТАН — (Pakistan), Исламская Республика Пакистан, гос во в Юж. Азии. Пл. 796,1 тыс. км2. Нас. 113,78 млн. чел. (оценка, 1991), более 90% мусульмане. П. многонац. гос во. Офиц. языки УРДУ и английский. Столица Исламабад. П. федерация, состоящая из… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • АФГАНИСТАН — Исламское Государство Афганистан, гос во в Азии. Пл. 647,5 тыс. км2. Нас. 16,7 млн. чел. (1988, оценка; св. /2 афганцы). Гос. языки пушту и дари. Столица Кабул. В доисламский период на терр. А. господствующим вероучением был зороастризм, к рый… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Древний Восток — (воспитание и обучение)     Термином Д.В. принято обозначать все цивилизации Древнего мира, за исключением греко римской (см. Античность). Некоторые цивилизации (индийская, китайская) продолжали развиваться и после завершения эпохи древности (1 в …   Педагогический терминологический словарь

  • ТАЙЛАНД — Королевство Таиланд (до 1939 и в 1945 48 офиц. назв. Сиам), гос во в Юго Вост. Азии. Пл. 514 тыс. км2. Нас. св. 57 млн. чел. (1994); более половины составляют тай цы; живут также китайцы, малайцы и др. Офиц. яз. тайский, гос. религия буддизм.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МЬЯНМА — Союз Мьянма, гос во на Ю. В. Азии, Пл. 678 тыс. км2. Нас. 38,6 млн. чел. (1988, оценка). Офиц. яз. бирманский. Столица Янгон (Рангун). До брит, колонизации (с нач. 19 в.) М. была страной со сравнительно высоким уровнем грамотности. Каждый мальчик …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.